Книга: Стивен Уитт — Как музыка стала свободной / Stephen Witt — How music got free

Сегодня в рубрике «Что почитать» книга Стивена Уитта «Как музыка стала свободной». Хороший рассказ о борьбе пиратов с гигантами звукозаписи; о борьбе концепций свободного и платного творчества. В основе повествования три сюжета: как и зачем создали формат mp3 (а также почему mp3, а не mp2 или mp0), закулисье музыкальной индустрии Америки 90-х (сделка мейджоров с хип-хоп лейблами по раскрутке рэперов), устройство пиратской сцены (мониторинг релизов, свои люди на заводах, слив альбомов в сеть за месяц до официального выпуска).

Знающие интернет люди уже в середине девяностых говорили изобретателям формата mp3, что они сотворили убийцу индустрии грамзаписи. Конечно же, разработчики не верили своим ушам, но весь набор они создали сами: они ужали аудиокачество в 12 раз без потерь; они создали платный перекодировщик, который перегонял аудио из компактов в mp3-файл; и они же создали первую программу, которая воспроизводит mp3. Дальше постарался всемирный разум: платный кодировщик взломали и передали в общий доступ, а из первой mp3 софтины родился Winamp.

Stephen Witt

Теперь песнями можно обмениваться через интернет — небольшие файлики с битрейтом в 128 kbps были призом за терпение и находчивость. Даже в музыкальный магазин ходить не надо — сиди за компом да кликай. Дальше мы знаем: mp3 не разорил компании грамзаписи, но поломал многие карьеры. Все девяностые индустрия считала барыши с огромной маржи от торговли компакт-дисками, а потому пропустила и не смогла придушить mp3 в зародыше. А когда боссы проснулись, то увидели вокруг себя и Napster, и файлообменники, и торренты, и огромные архивы дискографий артистов с их лейбла — и все это раздается бесплатно, за счет лейблов и их промо; стоило только зайти в интернет и набрать в поисковике «mp3».

Кто помнит запрет компаний грамзаписи на производство mp3-плееров в конце 90-х? (Понакачают там ворованного музла и не захотят компакты потом покупать). Кто помнит показательные процессы с многодетными семьями, которых вгоняли в пожизненные долги из-за 20 скачанных песен? А если предположить, что миллиард человек таким образом нарушили закон, то как их арестовывать? И что тогда делать с таким законом? Тогда уж «пошла в жопу эта рекорд-индустрия», как говорил директор Напстера Джон Феннинг. Пройдя период унижений, индустрия приручила технологии и теперь перед артистами стоят уже другие вопросы.

Русская версия книги вышла в 2016 году в очень хорошем и живом переводе Александра Беляева и с тех пор «Белым яблоком» больше нея переиздавалась. В магазинах ее нет, поэтому ловите версии в pdf и epub для читалок.