Jean Michel Jarre — Music for supermarkets. История альбома в единственном экземпляре
«Во то время, когда все подгоняется под стандарты, транслируется всюду; когда мы тонем в потоках информации, насыщенной звуками и изображениями, мне кажется стоит всем показать, что запись — это не только бесконечно тиражируемый предмет продажи, не имеющий ценности. Запись может быть как картина художника или как скульптура — целостная часть творчества музыканта. Франсис Дрейфюс, президент моей звукозаписывающей компании, согласился выпустить альбом, не используя традиционных средств, тем самым показав, что бизнес может быть созидательным, что он может уважать личность артиста.
Ура супермаркетам! Все, что нас окружает — это универмаг: гора товаров, смешанных покупателем и кассиром. Все продается, все банально, все увядает, все изменяется: наша пища, наш язык, наши корни. Универмаги вполне смогут стать галереями будущего. Музыка для всех может быть так же и музыкой лично для каждого из нас» — Жарр, 1983.
Здесь интересна даже не столько музыка, которая местами или попсова, местами авангардна, сколько интересна история самого альбома. В 1983 году пионер электронной музыки
Наконец, международное признание — он единственный заграничный музыкант, который посетил коммунистический Китай, которой
Встретившись
«Единственная копия для одного покупателя; как картина у одного владельца», — скажет Жарр. Звукозаписывающая компания схватилась за сердце. «Приступ был у всех глав
рекорд-компаний, у моего босса в частности». Но все же Франсис Дрейфюс — единственный человек, который поверил в музыку Жарра с названиями part 1, part 2 и пр., — согласился отпечатать единственный экземпляр альбома и уничтожитьмастер-пресс.
Жарр объявил об аукционе публично. Медиа зашевелились — такого еще не было. «Покажите хотя бы малую часть альбома!» просят журналисты. Автор, улыбаясь, включает катушечный магнитофон и оттуда звучит нечто далекое от «Кислорода». То, что потом под именем Diva войдет в следующий альбом, Zoolook.
Аукцион назначен. 6 июля 1983 года, восемь часов вечера, отель «Друо». Там же выставляют предметы с недавно завершенной выставки молодых художников. Программы и газеты вещают: спешите на торги! Пресса жадно снимает процесс: публике демонстрируют сжигание
Когда Жарр объявлял, что получасовой альбом уйдет с молотка, он обещал, что проиграет его на одной из радиостанций — и это будет единственный раз, когда все смогут услышать, что же на этой столь нашумевшей пластинке записано. В половине одиннадцатого вечера, после завершения торгов, Жарр отправился в офис Радио Люксембург, что вещает и в Париже. Диджей предварял вступление первой стороны и еще когда переворачивали пластинку. Неизвестно, нарочно ли это сделал автор, но он выбрал станцию с амплитудной модуляцией, у которой очень сильно искажается сигнал, пока он дойдет до слушателя (в отличие от частотной, FM, модуляции). Поэтому все бутлеги альбома в сети — все они от рипа посредственного сигнала станции. Жарр смеется в эфире: «Попробуйте скопировать!» (Но получилось наоборот: фаны умоляют автора — имейте хоть
Мастер-диск сожгли,
Впоследствии еще будут предложения записать музыку по случаю: в 2001 к открытию нового магазина Bang & Olufsen в Париже, где гости могли приобрести диск Interior music с окружающим их фоном (альбом утек в сеть); в 2003 к открытию клуба VIP room, куда попасть почти невозможно и где альбом только и продавался (фансайты вели переговоры с заведением, но впоследствии лейбл Жарра Geometry of Love издал сам).
Обложку создал Бернар Божандр, разворот оформил
«Идея была в том, чтобы показать, во что превращалась музыкальная индустрия, которая решилась продавать альбомы в супермаркетах рядом с йогуртом или зубной пастой». В этом и хитрость — запись, ушедшая за бесценок, никогда не появится на полках магазинов.