Massive Attack feat. Tracey Thorn — Protection. История трека
В увлекательной и в меру откровенной книге Трейси Торн (половине дуэта Everything but the Girl) — «Королева диванных танцполов: как я взрослела и пыталась
быть поп-звездой» (на русском языке нет, только Bedsit Disco Queen: How I grew up and tried to be a pop star) помимо рассказов о творческом пути и записи альбомов группы, знакомства с мужем Беном Уаттом и раннем девичьемпост-панк коллективе, есть интересная глава о работе с Massive Attack.
Вместо предисловия — немного контекста.
Дуэт не знает куда двигаться: с одной стороны британскую музыку теснят рэйверы и эйсид хаус истерия, с другой — скука от прежнего образа жизни, неуверенность в себе и усталость от компромиссов с лейблом. Бену и Трейси по 30 лет, из них они вместе уже 10; еще не расписаны и пока бездетны. Группа покупает загородный дом, обустраивает его, но в первую же неделю понимает, что шумная жизнь в городе была лучше. Дом продается. Отношения с лейблом натянуты максимально. Трейси мается от незнания куда вести группу и было бы это главной бедой — летом ‘92 года ее гражданский муж Бен сваливается от редкой болезни с минимальными шансами на выживание. (Но все обходится.)
Как это часто бывает, предсмертное состояние заставило взглянуть на жизнь
по-новому. В случае с группой — не тратить время на возню с рекорд лейблом, не пытаться никому понравиться, не гнать халтуру и не выжимать из себя творчество — просто делать то, что любишь. Ниже — мой перевод одной из глав воспоминаний Трейси Торн Bedsit disco queen, которые вышли в 2013 году.
«Летом ‘93 года мы с Беном сидели на кухне у Дэйва Пегга — басиста легендарной
Вот как надо заниматься музыкой — без постоянных вмешательств извне и компромиссов изнутри. Fairport Convention не были героями моей панковой юности: пусть они и преданы своему звуку, пусть они и ходят в свитерах, попивая темный эль, но они на 100% слепили себя сами; они полностью независимы. И вот тогда ко мне пришло вдохновение. Я начала прозревать, словно долго время жила в тумане, а сейчас он рассеялся, а вместе с ним и пришло четкое осознание: кто я и где мои корни.
Сказать, что это было неожиданно — значит, ничего не сказать. Но, судя по всему, ребята захотели уйти от того, что основатель нашего лейбла Blanco y Negro — Джефф Травис — называл мотауновский регги, имея ввиду их первый альбом Blue lines. Теперь ребята, помимо сотворения
Я перевела взгляд на Бена — мое знакомство
с трип-хопом можно считать состоявшимся. Я только что прослушала будущую тему Protection — демку, у которой еще не было никакой мелодии, никакого названия, никаких слов да и вообще ничего, чтобы указывало бы на будущую песню и ее развитие. У демки не было ни начала, ни середины, ни конца. И я не помню, чтобы мне встречалась куда более минималистичная музыка. Но включив ее во второй раз, мне стало понятно, что мы стоим на порогечего-то абсолютно нового».
Небольшое отступление: сотрудничество с Шарой Нельсон — исполнительницей всех женских партий в дебютнике Massive Attack, закончилось тихой перебранкой. На волне успеха крупные лейблы предлагают Нельсон запустить сольную карьеру. Группа остается без мощного
Как Трейси потом замечала в одном интервью: «Участники группы не высказывали никаких ожиданий по тексту и даже толком не объяснили, почему их выбор пал на меня. Развитием Protection занимался Нелли Хупер — незримый участник Massive Attack — в начале девяностых он готовил альбом для Бьорк, а Бьорк фанатела от альбома Distant shore, который я записала в одиночку в ‘82 году. Думаю, так они на меня и вышли. Демка с кассеты оставила противоречивые чувства: с одной стороны, мне это не близко; а с другой — близко даже очень. Ребята ушли в минимализм, а я обожаю минимализм. Я пишу музыку минимальными средствами, а значит — я в деле».
«Я начала ходить с этой кассетой повсюду. Сначала не происходило ничего. Потом она начала просачиваться в мое сознание, проникая под кожу — до тех пор, пока я полностью не срослась с этой музыкой. Через пару дней я вновь поставила кассету, взяла листок бумаги, карандаш и почти в один присест написала весь текст песни Protection. Все началось с истории, которую мне накануне рассказали друзья — история об одной девушке. Потом лирика сомкнулась с заботой и уходе за Беном. Текст был готов через десять минут и больше в нем не менялась ни одна строчка. Кассета с инструменталом и моим исполнением поверх ушла группе и, как оказалось, это было именно то, что им нужно. Меня приглашают в студию Massive Attack.
Встреча с ними была одновременно и пугающей, и веселой. Участники группы излучали одновременно и сдержанность, и уверенность; они производили впечатление абсолютно замкнутой на себе шайки со своими подколами, приколами, фразами и словечками. Они держались вместе, говорили на только понятном им языке и каждый обращался друг к другу по имени Джек. Но как мне, постороннему человеку, называть участников группы? Называть 3D его мирским именем — Роберт — или все же 3D, а может лучше Джек? А как быть с Daddy G? Грант, Дэдди, Папа или как?
В конце-концов, я послушала совета других, тоже не вхожих в круг Massive Attack, называть ребят кратко: Ди, Джи и Маш. Вроде, норм. Наверное, и мне тоже нужно взять прозвище.
Журналисты, которые встречались с Massive Attack в то время, оказывались в таком же смятении, что и я. Саймон Рейнольдс рассказывал со страниц газеты Melody Maker, что интервью с группой было больше похоже на школьный урок, где представитель СМИ был учителем, а бристольские музыканты — учениками. Машрум, например, был только свиду послушным — на самом деле, он готовит очередную проказу учителю. Что касается Дэдди, то это классический хулиган на задней парте. А что 3D? 3D — любимчик учителя, он всегда в первых рядах поближе к оценкам, он всегда тянет руку и всегда готов первым ответить на вопрос. И каждый его ответ будет прерван Машрумом, который обязательно попросится в туалет.
Характеристика
По всей видимости, 3D и Нелли Хупер — настоящие двигатели в студии Massive Attack. Нелли излучает флюиды кутежа — ощущение, будто ему не терпится закончить все студийные дела и слинять заниматься
Машрум для меня же остался абсолютной загадкой. Мне показалось, что он относился ко мне все это время с подозрением — возможно, он не совсем понимал, что я делаю в их студии. Немного позже я узнала, что Protection — как раз его трек и это уже внесло в дело немного ясности. Не уверена, правда, что Машрум был двумя руками за вокалистку из другого жанра. Вдруг ему было бы приятней слышать поверх своего инструментала голос
Музыкально эти трое тянули группу каждый в свой угол, но в те времена подобный раздрай шел им больше на пользу, чем был во вред. Грубо говоря, Дэдди привнес в Massive Attack чувство регги, Машрум —
хип-хоп, а 3D фанател от сочетания рока и регги. То, как участники друг с другом не соглашаются — конечно, феерическое зрелище и я видела всего лишь малую часть из этих представлений. Однако вдолгую для группы это может оказаться губительным.
Лора Ли Дэвис прекрасно описала типичную склоку Massive Attack во время сдачи интервью для журнала Time Out: „В центре неапольского аэропорта стоит шум от перебранки Машрума и 3D. Причина — глянцевый журнал о футболе, который купил 3D. Он дал Машруму его посмотреть с обещанием, что тот будет держать его осторожно, а не свернет тут же в трубочку. Короче, 3D потом ходил по аэропорту и разминал журнал в разные стороны, чтобы тот как следует выпрямился“. Можно ли этих ребят назвать спасителями современной танцевальной музыки? Пожалуй, что да. Ведь из этого ребячества и вышел альбом Protection, который изменит судьбы многих людей. И мою в том числе».