Пьер Анри и Пьер Шеффер. История конкретной музыки, musique concrete

Георг Палладьев 2.04.2020

Пьер Анри и Пьер Шеффер. История конкретной музыки, musique concrete

К вопросу откуда взялась электронная музыка. Илья Чертков, который понимает про гранулярный синтез, генеративную музыку и хромосемантику, написал очень интересную статью о возникновении конкретной музыки — или мюзи́к конкре́т если уж на французский манер. Ее придумали Пьер Анри и Пьер Шеффер, у которых в конце 40-х годов было все не только для ее провозглашения, но и для создания: русское эссе Кульбина «Свободная музыка» (1909), манифест итальянца Руссоло «Искусство шумов» (1913), магнитная пленка, которую изобрели во второй половине 30-х в Германии, и футуризм как разрушитель старого и строителя новых миров. Шеффер и Анри пытались вырваться за пределы традиционной нотной грамоты, которую они называли абстрактной — при всей абстрактности своей музыки. Хотя она более конкретна, чем концерт для виолончели, например.

Почему? Конкретность как раз в использовании звуков природного происхождения, знакомых всем нам. Звуков, которые могут вызвать у человека вполне конкретные ассоциации. При том, что для самих музыкантов звук не значит ничего; он будоражит только воображение слушателя. Шеффер и Анри противопоставляли свою конкретную — искусственной (синтезированной) электронной музыке, где звуки либо специально необычны для понимания, либо они только имитируют природные. Как обычно, тут надо добавить, что и электронная и конкретная музыка (при том, что их часто противопоставляют) примерно до 70-х были страшным и недосягаемым авангардном. И хотя создатели в конце-концов разочаровались в строительстве звуковых коллажей, они оставили не только заметный след, но и множество последователей.