Книга: Андрей Горохов — Музпросвет

Георг Палладьев 11.07.2022

Книга: Андрей Горохов — Музпросвет

Что почитать о музыке? Для того, чтобы понимать музыку электронную — следует читать книги и о музыке самой обыкновенной. Там договаривают недосказанное; там сообщают о первопричинах и в целом, добавляют больше понимания. Да, наверняка, самая ранняя электроника была не от мира сего, но современная только и делает, что черпает вдохновение от окружающих ее стилей: фанк, соул, даб, рок, хип-хоп — все их приемы и элементы слышны во многих очень даже электронных альбомах. В этой рубрике я буду делиться книгами и первой, разумеется, пойдет «Музпросвет» Андрея Горохова.

«Привет всем чистюлям и белоручкам. У микрофона — мусоровоз Андрей Горохов». Первый человек, который едко и доходчиво нам объяснил за техно, драм-н-бейс, хаус, гэридж, эмбиент, трип-хоп, IDM и другую интересную музыку, не забывая с ухмылкой добавлять, что все это на троечку, конечно :-) Обосновавшись в Кёльне начала девяностых, подающий надежды авангардный художник и состоявшийся охранник, 35-летний Горохов в ‘96-м начинает вести программу о музыке, где костерит всех известных, золотых, маститых, культовых и легендарных, протаскивая вместо них свой андерграунд: глитч, фри джаз и музыку народов Мавритании.

Андрей Горохов

У меня с Гороховым своя история: я слушал его милый бубнеж еще на кассетах — друг детства втихую передавал мне пленки на перезапись, пока его старший брат не заметил пропажу сокровищ. К большой коробке «Музпросвета» прилагался рубрикатор со списком тем, каждая кассета была помечена. Живо интересуясь уже в те времена отличиями разных жанров, я, конечно же, искал выпуски про спид гэридж или эйсид хаус, чем про историю группы UB40.

Несмотря на то, что в текстах Андрея Николаевича находили пассажи, предложения и даже абзацы из других книг, статей и журналов (как признавался автор: я — контрабандист, которого никто не поймал), а с выводами самого Горохова не согласны почти все, вот уже на протяжении двух десятилетий его бумажный «Музпросвет» остается священным писанием для тех, кто интересуется музыкой на русском языке. «Музпросвет» выдержал четыре издания: первые два завершались описанием музыки девяностых; последние два — тем, что от музыки осталось в нулевые и десятые годы. Экземпляр 2020 года ищите в издательстве «Кабинетный ученый», а сегодня забирайте в свои читалки издание 2010 года: там про дабстеп, независимые лейблы и прогресс.