Словарь: релиз, тест-пресс, промо-копия

Георг Палладьев 14.08.2021

Словарь: релиз, тест-пресс, промо-копия

Какое-то время назад я придумал сделать словарик терминов, которые встречаются в электронной музыке да и вообще в этом блоге. Ведь здесь постоянно: релизы, тест-прессы, уайт лейблы, мейджоры и промо-копии. Буду постепенно выкладывать фрагменты словарика здесь, а если будут какие-то неточности и дополнения в формулировках — дайте знать.

Релиз

От англ. release, выпуск. Употребляется как в значении даты появления на полках магазинов — «Выпуск пластинки намечен на январь»; так и в значении диск/пластинка/альбом/компиляция. Например, «Поддержите релиз», или «А вот про этот релиз сказать особо нечего».

Тест-пресс

Пробная пластинка; одно из первых материальных воплощений музыки в цифровую эпоху (в аналоговую — первая после магнитопленки). Нарезка тест-прессовой пластинки нужна для четкого представления как на больших тиражах винила будут звучат ударные, басы, мелодия и вокал. Если все хорошо, то пластинка переходит в статус промо-раскрутки. Если нет, то снова на пересведение и опять нарезка тест-пресса пока музыкант не будет доволен. Тест-прессы нарезаются в очень малых количествах, от одной до нескольких десятков штук. Оформление отсутствует — сначала надо разобраться с музыкой, а потому: белый конверт и белое яблоко (так называемые уайт лейбл, white label). На подобных пластинках вся информация на конверте или яблоке часто пишется от руки. Тест-прессы знаменитых пластинок (особенно где остались музыкальные партии, впоследствии не вошедшие в финальный пресс) очень высоко ценятся среди коллекционеров.

Промо-копия

Компакт-диск или пластинка для поддержки предстоящего альбома/сингла или чтобы узнать реакцию аудитории на материал — стоит ли его выпускать вообще. Промо-копии издаются небольшими тиражами до нескольких тысяч экземпляров и бесплатно рассылаются ограниченному кругу диджеев в клубы, радиостанции, а также в редакции музыкальных журналов для составления рецензий. Оформляются промо-копии очень сдержанно: белый/черный конверт, логотип лейбла и информация о музыканте. Реже — черно-белый вариант будущей обложки. Для коллекционеров промо-копии популярных синглов часто оцениваются намного выше, чем сам сингл. Больше всего котируются промо-копии отмененных синглов, куда вошли версии песен, которые больше нигде не издавали. Это превращает промку в ценнейший раритет.