Banco de Gaia — Maya. История альбома
«Я не выносил ни танцевальную, ни электронную музыку. Синти-поп восьмидесятых я считал пустышкой. В моей юности было так: либо ты слушаешь рок, либо диско. Я слушал прогрессив- и психоделик рок: Pink Floyd, Джимми Хендрикса, Фрэнка Заппу, группы Hawkwind, Gong, а потом незаметно перешел на джаз. Мой друг подрабатывал саксофонистом и он начал знакомить меня с пластинками трубача Майлза Дэвиса и гитариста Джона Маклафлина. Мои вкусы быстро изменились и теперь уже я взял в руки гитару, поигрывал индийскую музыку на концертах друга-саксофониста. Очень скоро мне стало интересно, как же музыканты добиваются того или иного звучания. И я стал изучать перкуссию, электронику и техно. В ‘88 году британские радиостанции начали заводить хаус. Впервые люди в одиночку создавали интересный ритм, а поворотным моментом стал ремикс группы Coldcut на Paid in full, где они замешали
Мы услышали совершенно новую музыку, волнующе! Ее было не так много и очень скоро такие же фанаты нового звука начали думать, в какую сторону его можно развивать. Только представьте: в любую сторону, никаких правил.
«Первые несколько лет
В начале 90-х Тоби приглашают играть на клубных вечерах Mega Dog — месте, которое разительно отличалось от модных британских клубов, где заводили хаус или хардкор. В «Мега Доге» не смотрели ни лицо, ни на одежду. Важно было одно: готов ли ты услышать ни на что непохожую музыку? В клуб набивалась толпа; мирно соседствовали бывшие хиппари, новоиспеченные поклонники гоанского транса, любители даба, эмбиента, экспериментальной электроники и космического рока.
Тоби называет свой первый лейбл и студию
начала 90-х World Bank — Мировой банк — как хранилище семплов со всего мира. Его ранние работы пока что сильно напоминают треки чикагских и детройтских мастеров, но вскоре он нащупает свой путь, смешав в одном котле хаус, техно, восточные песнопения и этнические инструменты. В том же ‘92 году он записывает три магнитоальбома, отдает в тираж 100 кассет и на тех же клубных вечерах «Мега Дога» продает всем желающим.
«Я записывал музыку, но очень быстро выяснилось, что она мало кому нужна. Был ооочень робкий интерес со стороны лейблов Vinyl Solution и Deconstruction и то он быстро угас. Однажды мне
«Майк Барнетт с лейбла Beyond очень серьезно подходил к выбору треков для серии Ambient dub. Не так, как многие штампуют сборники: три-четыре хороших трека и балластом еще десяток проходных.
Нет-нет, он хотел быть уверен в каждом. В это же время организаторы вечеров Mega Dog решили открыть собственный лейбл Planet Dog. Они знали мою музыку и поинтересовались, смогу ли я подготовить для них пластинку. Я сначала ответил отказом, потому что работал с Beyond, но вскоре у них появились трудности с материалом — отбор тем к сборнику Ambient dub мог затянуться на шесть-семь месяцев. В итоге сам их составитель, Майк Барнетт, мне сказал: „Принимай приглашение Planet Dog — это крутой шанс“. И вправду, дела скоро приняли совсем другой оборот».
Публика благодушно встречает музыканта на новом лейбле. Издатели дают добро на выпуск дебютной пластинки и Тоби, который рос на концептуальных альбомах Майлза Дэвиса и группы Пинк Флойд, очень быстро собирает в тематический релиз девять ранее опубликованных, но для альбома существенно дополненных композиций. Только заглавная тема «Майи» была записана в последнюю очередь. «Многие из тех, кто пришел в электронную музыку из джаз- и рок-тусовок немного иначе воспринимают издание своих записей. Мы рассматриваем пластинки из двух-трех треков как синглы, которые предваряют выпуск альбома. Те же, кто был воспитан на диско, смотрят на двух-трековые пластинки как на отдельный релиз».
Альбом еще цельным воспринимается потому, что здесь в нем отражено раннее увлечение Тоби ближневосточной музыкой — в свое время он бросил факультет философии и уехал колесить по Европе, Востоку и Северной Африке. «Знаете, когда проводишь по три месяца в стране и слышишь ее музыку везде: в машине, на улице и на радио — это оставляет отпечаток. Я катался в то время по всему свету, покупал кассеты, заряжал их в переносной
Тоби Маркс годами морочил голову людям, толкая разные байки про свой псевдоним: то Банко был любовником Бенито Муссолини, то Банко — это сюррный мексиканский поэт, который придумал поэму про съеденного шиншиллой президента США; то название взято из скучнейшей оперы Пуччини; то так звали милейшего пекаря-кондитера; то, кажется, Банко был испанским миссионером, который принес христианство в Южную Америку 16 века и т. д. Однажды все же Тоби сдался и, вроде бы, рассказал правдивую историю.
«В конце 80-х одна из моих подруг вернулась из Судана, где бесплатно работала учителем для местных детей. Приехала она домой абсолютно раздосадованная работой международных организаций, которые отдают деньги развивающимся странам в обмен на распоряжение ресурсами этих стран. Лицемерней всех оказался Мировой банк, который мог бы действительно приносить пользу человечеству, если бы не был так коррумпирован. В общем, мы взяли пару бокалов вина и я вместо мирового банка начал представлять банку, полную миров. Получалось на удивление красиво». Тоби добавил к легенде еще и Гипотезу Геи, согласно которой наша планета — единый суперорганизм, где все связано и заточено больше на самоисцеление, чем на уничтожение. Gaia (а по-русски Гея) древнегреческая богиня Земли, от которой произошло все живое: все остальные боги и титаны.
«Майя» — это подготовка к эпичному звучанию следующего альбома — Last train to Lhasa, для которого Тоби напишет 10 часов музыки, из которого отберет материала на три лучших часа. После банкротства лейбла Planet Dog во второй