Jarremix. Как Жан Мишель Жарр стал своим на клубной сцене

Георг Палладьев 23.08.2017

Jarremix. Как Жан Мишель Жарр стал своим на клубной сцене

Обратимся к вечному: в ‘92 году оказалось, что на европейском континенте (преимущественно на британском острове) развернулась самостийная электронная сцена. Жарр в это время работал над альбомом Chronologie, где возвращался к звуку дебютных альбомов семидесятых и где старался вплести модные микрофишки из наступивших девяностых. Он был воодушевлен громадными рэйвами и был доволен положением клубных дел на сцене. Одна трудность — он не был причастен к этому положению. За два года, которые прошли с предыдущего альбома в ‘90-м, когда все эти потуги новых музыкантов с оборудованием напоминали баловство, общее звучание сцены стало чище, плотнее, серьезней и профессиональней. Деления на жанры условны и журналисты сбиваются со счета от попыток дать имена музыкальным экспериментам.

В ‘92 году первые разговоры о прогрессив хаусе — новой разновидности поджанра с усложненными аранжировками. «Хронология» никак не вписывается в эту картину — она устаревает уже в процессе записи и выглядит даже не ироничным приветом из прошлого, а выдачей нафталина за край музыки. Даже послушать любую часть из альбома и сравнить с Passion группы Gat Decor — земля и небо. Девяностые с доступным оборудованием подкосили многих авангардистов, у которых ранее была монополия на свою правду: Yello, Space, Moroder, Jarre, Kraftwerk — или пережидали лихое время или отметились работами, которые меркли на фоне той поросли, что стерла славу мастодонтов в порошок.

Группа Slam: Орд Мейкл и Стюарт Макмиллан

С «Хронологией» решили быстро: хитовые синглы отдали на растерзание пионерам нового звука, оттуда ремиксы попадают на танцпол и в компиляции клубных гуру. Красивые цветастые винилы и целый ворох специзданий для жителей Соединенного Королевства соберутся потом в сборнике Jarremix ‘95 года. Оригиналы вряд ли бы удалось протащить в андерграунд — пьесы Жарра для растущей сцены отдавали приторной попсовостью. Ее убрали британские хаус-технари. Орд Мейкл и Стюарт Макмиллан, например, переработали шестую часть до такой неузнаваемости, что из родного там остался только завод часов.

Jean Michel Jarre

Автор не особо переживал: «Когда отдаешь что-то — оно перестает принадлежать тебе. Поэтому Slam могут использовать мои наработки как угодно. Это же здорово, что можно отойти от оригинала. И я не отношусь к этому треку как к своему — это их трек».

Как сказать: Жарр не был так великодушен в ‘96 году, когда отверг ремикс The Orb для нового сингла за непохожесть на оригинал (те тоже не растерялись и выпустили его как Toxygene) или когда изымал из «Жаррмикса» версию Лорана Гарнье по теме личной неприязни (оба длительно пылесосили друг друга в прессе).

Фаны костерят релиз последними словами за неканоничность, а мы послушаем, что понимали под техно, прогрессив хаусом и благодатной этникой в первой половине 90-х.