Книга: Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки 1991—2021

Георг Палладьев 1.05.2024

Книга: Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки 1991—2021

Одна из книг, которая не относится к электронной музыке напрямую, но которую я бы порекомендовал всем заинтересованным — это «История постсоветской поп-музыки 1991—2021» или «Не надо стесняться». Пухлый розовый фолиант на целую тысячу страниц весом почти в два кило, подготовленный для ИМИ командой авторов под редакцией Александра Горбачева из «Афиши»; он же в 2011 году делал тематический выпуск журнала, посвященный отечественной попсе в 99 хитах. Эта книга — продолжение заданного разговора, но уже в 169 песнях. Исполнители всенародно известных номеров рассказывают о том, как эти песни создавались и как они ушли в народ. Все: от Кар-Мэна до Линды, от Титомира до Укупника, от Круга до Маликова, от Алсу до Лепса, от Бьянки до Моргена-этосамое — полный список на сайте талмуда.

«В процессе работы над этой книгой мы регулярно сталкивались с тем, что с авторами песен, записанных на нашей подкорке, почти никто и никогда не говорил про сами эти песни, про их происхождение, форму и смысл», — пишет составитель Горбачев. Мол, в отношении попсы принято говорить про то, кто с кем спал и где складки убрал, а музыка — это ж не про попсу, где вы там музыку слышали. Попса это жвачка, развлечение. То есть налицо все признаки низкого жанра, который все слышат, но не хотят признаваться, что помнят.

Однако стоит назвать любой из перечисленных в книге хитов, как он моментально сыграет в голове. Тот случай, когда во время модной вечеринки все сидят на сложных щщах, давят из себя утонченных эстетов за разговорами о прожарке робусты для макиато, искусстве танзанийских аборигенов и защите прав драгоценных металлов, как стоит кое-кому включить старый альбом группы «Руки вверх» и неожиданно митап 2024 в кафе с плафонами из Икеи превращается в дискач у дома культуры 1998 рядом со швабрами тети Ани. Вот так я понимаю второе название книги «Не надо стесняться» — все росли на этих песнях, все их знают и за исключением горстки прогрессивных жеманных модников, миллионы людей даже не понимают сути вопроса: «Стесняться чего? Любви к Бузовой, Салтыковой, Билану, Михайлову, Группе Лицей?» Их песни стали частью нашей культуры. Другой нет, извините :-)

Разумеется, было классно не только скользить по звучаниям шлягеров последних тридцати лет и подмечать как менялось их звучание, (от лютого колхозного в девяностые, к терпимому в нулевые и сносному в десятые) но и отметить момент, кода электронно-танцевальная музыка стала незаметно проникать в нашу эстраду. Грув, Демо, Вирус, Hi-Fi, Гости из будущего, Руки вверх — все, кто слушал заграничные пластинки и создавали облегченную версию клубняка на русский лад с наивным текстом «Ла-ла-ла, глупые слова». Помимо этого книга дает представление об устройстве отечественного шоубиза, работе продюсеров, продвижении записей и конфликте артистов. Наравне с выпусками Олега Кармунина и его фильмами для Ленты (девяностые и нулевые), получается интересная картина.