Почему мы никогда не увидим документалку Oldschool Renegades

Георг Палладьев 4.05.2024

Почему мы никогда не увидим документалку Oldschool Renegades

«В 2009-м у меня появилась идея снять документалку о первых годах рэйва и хауса. Я хотел рассказать, как развивалась электронная музыка. От чикагского хауса, через грубое детройтское техно к хардкору, который мы создали здесь, в Роттердаме. Лучшим решением мне показалось попросить всех героев сцены рассказать об этом самостоятельно. Я набросал список музыкантов и попросил их об интервью на камеру», — вспоминает Морис Стенберген. В ‘91 году он заметил, что люди в клубах больше прыгают, чем танцуют. Друг подсказал, что этим можно воспользоваться. Через месяцы случайного музицирования 19-летний Морис семплирует мультяшный звук прыгающего мячика и накладывает под него быстрый ровный бит. Этого оказалось достаточно, чтобы в ‘92 году стать хитом на века; и таким образом будущий режиссер обзаводится связями не только с местными, но и заграничными музыкантами.

Maurice Steenbergen

Именно это прошлое и помогло Морису за два с половиной года снять полуторачасовую документалку Oldschool Renegades, в которой засветились герои бельгийской (R&S Records, CJ Bolland, Frank De Wulf, Technotronic, T99/Quadrophonia, Nikkie van Lierop), голландской (Miss Djax, Paul Elstak, Orlando Voorn, Human Resource, Jeroen Flamman), частично британской (808 State, The Prodigy, Shut Up and Dance, XL Recordings, SL2, Liquid, Acen Razvi, Kutski, Cisco Ferreira), немецкой (Hardfloor, Jens Lissat, Sven Röhrig) и американской рэйв-сцен (Moby, Lenny Dee, Joey Beltram, DHS, Frankie Bones).

Фильм планировался к показу в кинотеатрах и выпуску на дисках в сентябре 2013 года. Но уже в октябре стало ясно: в продажу ничего не выйдет. Морис совершил ошибку — на этапе съемок он заключил сделку с одной из дочерних компаний гиганта Universal, чтобы те помогли печатать DVD, а также получить разрешение на использование в доке более сотни треков. «Но они даже не почесались, — отвечает режиссер. — Лейбл посчитал, что очистка прав им влетит в копеечку. В итоге я остался один и без фильма. Хотя я убежден, что проблем с большинством треков мы могли бы избежать, прибегнув к положению о честном использовании».

Морис не мог разорвать договор — это грозило проигранным судом и огромным штрафом вдобавок. Люди из Universal хоть и не принимали участия в творческом процессе, не утверждали героев и не монтировали фильм, но права на выпуск документалки принадлежат гиганту звукозаписи. По контракту с ним Морис мог только кататься по миру и представлять свой Oldschool Renegades на кинофестивалях. Публикация видео в сети тоже является выпуском, поэтому мы не видим ленты в ютюбе. «В следующий раз я буду работать с Vice, Netflix или Amazon Prime», — обещает Стенберген. Но пока новой ленты не видно: «Если бы в начале работы я бы понимал, насколько трудно будет собрать фильм в одиночку, я бы даже не начинал проект».

В наши края ленту привозили, конечно же, из-за интервью в ней с The Prodigy — главной электронной группой для стран бывшего СССР. Публика в 2014 году выходила из кинотеатров будто после откровений.