Книга: Саймон Рейнольдс — Вспышка энергии / Simon Reynolds — Energy flash
Георг Палладьев -
В рубрике «Что почитать» — книги про электронную музыку. Сегодня про отечественное издание Energy flash Саймона Рейнольдса, — «Вспышку энергии», которая наконец-то в 2022 году вышла на русском языке. Пухленький томик на 650 страниц, где минимум про вещества и максимум повествований о самой музыке, становлении лейблов, записи треков, признаний музыкантов, проведении клубных вечеров и формировании жанров. Рейнольдса не всегда просто читать даже в оригинале — в его текстах полно причудливых слов и красочных эпитетов (названия пост-рок и нейрофанк — плоды именно его фантазии). В русском варианте авторские вензеля сохранили, но эти издержки стиля с лихвой компенсируются добротным переводом — над текстом колдовали неравнодушные люди. Владельцы же английских изданий тонко почувствуют переводы заглавий, из которых сквозит родное Everything starts with an E, Fight for your right to party, 2-steps forward, которые на могучий и родной точь-в-точь не переведешь.
Simon Reynolds
Рейнольдс встречал зарождение рэйва в родной Британии будучи уже 30-летнимрок-журналистом. В течении всего следующего десятилетия он со страниц различных музыкальных изданий год за годом будет рассказывать о музыке «хардкор континуума» — почти что всей английской электроники, которая зародилась после Второго лета любви ‘88 года. Логично, что в конце 90-х эти заметочки и стали материалом для первого издания книги Energy flash (в заокеанском варианте Generation ecstasy), которая для многих стала библией, таким заграничным вариантом «Музпросвета».
Рейнольдс начинает как положено: с американской триады Чикаго—Нью-Йорк—Детройт, плавно переходя к взрыву эйсид хауса в Лондоне, возникновению хардкор техно, а после: музыки не для всех (IDM), пиратских радиостанций, джангла и драм-н-бейса, габбы и гэриджа, трип-хопаи транс-музыки, не забывая о феномене супердиджеев, семплировании и технологиях, благодаря которым у домашних музыкантов в 90-е получилось все, что в 70-е не было возможным даже с тремя шкафами оборудования. В последнем издании 2013 года (оно и было переведено на русский) Рейнольдс, помимо всего прочего, подводит итоги большого взрыва электроники; с печалью констатирует, что музыка с начала нулевых находится тупике; и размышляет над фактом, почему вместо новых идей музыканты бесконечно обращаются к старым.
Внимательные читатели, конечно, могут заметить, что оглавления в книгах об истории электроники везде одни и те же — дык, и история-то глобально одна (кто будет для разнообразия говорить, что техно зародилось в Сингапуре?). Оглавления одинаковые, но содержание разные. Мемуары Рейнольдса и Гарнье — все равно разные, несмотря на то, что пишут про одно — у каждого свои детали, свои пояснения, своя колокольня. Каждый смотрит на электронику под своим углом. Вот из многообразия этих книг и взглядов и складывается большая мозаика про историю электронной музыки.