St Germain и его третье пришествие

Георг Палладьев 12.02.2018

St Germain и его третье пришествие

Почти все ексты последних двух лет о новом одноименном альбоме Сен Жермена начинаются с вопроса: где пропадал все это время Сен Жермен? Вопрос резонный, его задавали на тематических ветках всего мира — не может же человек, издававший музыку целое десятилетие, и чьи альбомы разошлись миллионными тиражами, получили платиновый статус, исчезнуть просто так. Только очень уверенный, понимающий, что дальше зайти невозможно. Ходили байки, будто он наконец уединился на удаленном острове и всласть катается на виндсерфе.

А было так: два с половиной года живого тура в поддержку второго альбома Tourist, а в них 300 концертов. Когда все это закончилось, Людовик еще около года не слушал никакой музыки и ни с кем почти не виделся. Он курировал только запись сольного альбома Паскаля Оше — трубача его группы. Гордая надпись St. Germain presents дала повод горячим головам решить, что перед ними третий альбом знатного француза.

Но тот даже и не думал его начинать. Переломный момент наступил на китайском концерте, когда приглашенный Тони Аллен в качестве барабанщика начал играть партию в Rose rouge по-своему. Наварре понравились новые нити и краски — джазовая вещица приобретала отчетливый северо-африканский колорит. «То, что надо!». Направление есть, но как двигаться в его сторону? Этого Наварре не знал. Он решил пока отложить в сторону идею с южным влиянием и заняться привычным смешением электроники и джаза. Так, в привычном составе они работали около двух лет, но все меркло по сравнению с тлеющей идеей афродипа. Получалось хорошо забытое старое — вторая часть «Туриста». Наварре выбросил дюжину готовых вещиц в корзину и начал все заново.

Людовик устраивает прослушивания. Вместе с музыкантами он ищет ключ к новому альбому: «Я не могу просто взять от каждого музыканта по готовому фрагменту, а потом еще что-то из этого выбросить. Нет! Я все бракую, заново пишу аранжировку, структуру, а на следующий день просыпаюсь и понимаю, что это никуда не годится и все нужно сначала. Я никогда не доволен и это постоянный давит». Мало просто постучать по секвенсору.

Музыка это набор закономерностей. Каких — решает автор. На то, чтобы обдумать и записать альбом из восьми песен ушло семь лет. Два года из них ушло на поиск музыкантов, остальные пять — работа над композициями. Осуществление мечты Сен Жермен перенес в Нигерию — ее музыку он знал, пытался что-то записать и соединить. Не то. Заехал в Гану, о культуре которой не знал ничего и был поражен услышанным, но не смог найти нужный состав. Людовик отправляется на Мали, где слышит блюз туарегов. Здесь складывается картина альбома: это будет соединение африканского и американского блюза, к ним у Наварре отношение одинаково теплое. С малийцами и проще — в родной Франции компактно проживает малийская диаспора.

Mary L с нового альбома

Интервьюеры замечают, как точно сейчас пригодился третий альбом Людовика. Среди набора в эфире не закономерностей, а случайных звуков, восемь произведений возвращают слушателей к давней концепции human touch — к музыке, написанной человеком для человека. Третий St. Germain — это глубоко гуманная музыка: с теплом и проработанная от начала до конца. Людовик выходит за пределы танцпола; он поет о любви, доверии, терпении и уважении. Общественность возбудили в 2014 году ремиксом на Musical genocide Грегори Портера — маэстро жив! Он еще в 31 год, когда выпустил «Туриста» с главными своими хитами, им стал, а теперь вернулся по просьбе прежнего лейбла Blue Note. Все будто не случайно: «Музыкальный геноцид» с очень внятным лейтмотивом, разделенным что Портером, что Наварре, предваряет выход третьего студийника Сен Жермена в маске.

Городской художник Грего жил в одном районе с Наварре и как-то раз в середине нулевых прикрепил гипсовую маску Сен Жермена напротив его входной двери. Так они и сработались, создав для сингла Real blues гипсовый слепок на белом фоне, а для обложки студийного альбома усыпали лицо Наварре малийскими песками времени.

Grego & St Germain

Журналисты любят говорить о годе «славных камбэков», открытиях, провалах и альбомах десятилетия. В этой заметке о другом — третий альбом Сен Жермена мягко намекает, что весь миллиардный EDM, который льется бурой струей из чартов и радиотрансляций, — это малоценный кусок на лопате.