Tosca — No hassle. История альбома

Георг Палладьев

Tosca — No hassle. История альбома
«Наша музыка очень похожа на аудиомассаж» — такое вот интересное сравнение приводят в дуэте Tosca Руперт Хубер и Ричард Дорфмайстер.

Поработав с вокалистами, бойким ритмом и написав достаточно песен, венские мастера сделали круг и вернулись к бессловесной электронной музыке, где голос если и появляется, то ненадолго и является таким же инструментом, как и гитара, например. «Нашу музыку нельзя назвать коммерческой, — объясняет Дорфмайстер. — Она не звучит в радийной ротации в прайм-тайм, она не для MTV. Но она очень хорошо работает в формате альбома на час, когда нет хит-синглов, но есть связанные между собой вещи». Альбом с хитрым коллажом, где американский Манхэттен окружен сетчатым забором среди лесов. Альбом для созерцания и уединения — как раз то, что нужно в ноябре-декабре под свет усталого солнца. В этом плане по замкнутости No hassle приблизился к их ранней пластинке Suzuki, которая считается у почитателей тосканцев эталоном.

Всегда интересно: как можно вдвоем (втроем-вчетвером) создавать музыку? И причем так долго. Руперт и Ричард знакомы со школьных лет, а пишут и издаются еще как минимум двадцатник. Устроив личные жизни, многодетные отцы в одном из венских подвалов основали студию и не прорубили в нем ни одного окна — чтобы ничего не отвлекало.

«У нас нет никаких формул и чек-листов, — объясняет Руперт Хубер. — Только интуиция. Есть интересный звук? Давай попробуем его совместить с тем, с этим и посмотрим, что получится». «Это можно назвать исследовательской работой, — подключается к теме Дорфмайстер. — Можно найти обычную кассету на улице; послушать, выцепить оттуда интересный 3-секундный фрагмент и соединить его с чем-то другим, найденным тоже где угодно. Примерно таков наш метод. Он может быть абсурден, он может делать нашу музыку скучной и непонятной, но он делает ее нашей».
Из внутренностей альбома: Ричард Дорфмайстер и Руперт Хубер

Тем не менее, альбомы тосканцев не похожи на сложенный винегрет из семплов. И тут Дорфмайстер выруливает на второе правило: не нагружать. «Мы постоянно чистим и избавляемся от лишнего в своих треках. Стараемся быть минималистичными насколько это возможно. В закромах-то у нас много материала, но для финала мы выбираем треки, которые звучат без претензий. И это, пожалуй, одна из причин, почему мы решили вернуться к музыке без слов — потому что в девяти случаев из десяти певец только мешает». «Да, основная проблема с вокалистами в том, что они пытаются выразить себя, вместо того, чтобы заглянуть внутрь. Они затмевают музыку, а нужно к ней прислушаться», — добавляет сокамерник Хубер.

Вокалисты приглашенные, но звучат словно а капеллы с чужеземных пластинок. От альбома к альбому дуэт выходил за свои рамки, но излюбленный ход — включать имена и фамилии людей, названия компаний и любимых мест в треки — остался. Вот и здесь: итальянское имя Раймондо, болгарское Элица, фамилия Шпрингер; спа-салон в Утрехте, дизайн-фирма, которая производит фурнитуру; и та, которая собирает стиральные машины. Дальше: Oysters in May — подкол на тему, что устрицы нельзя есть с мая по август, потому что в их названиях нет буквы R, да и устрицы заняты в это время размножением и не очень-то вкусны. Birthday — замедленный привет из прошлых работ, где были уместны фанк и диско.

Помимо студийной версии, был издан еще и диск с записью лайва, где весь альбом представлен как единый звуковой пейзаж. Получилось чуть мрачнее, иначе по компоновке, но с приятными бонусами. Кстати, шум в конце лайва — это не море. Это аплодисменты.

Дорфмайстер: «Возвращаясь к теме нашего минималистичного подхода, я бы сказал, что название нашей пластинки No hassle — „Без придирок“ — отражает как наш способ создания музыки, так и жизненный уклад. Мы просто хотим покоя — того, который снится всем, но ни у кого нет. Мы желаем идеального состояния в том, чтобы сочинять хорошую спокойную музыку, но не в понятиях лаунжевого тупняка. Просто баланс, ни больше ни меньше».
Другие истории